Агент. Особое задание

Текст впервые опубликован в журнале MegaGame N4, 2001.

Заштатное курортное местечко под странным названием Неровноморск. Загадочная гибель (или, может быть, убийство?) почетного гражданина Гагарина. Только не Юрия, а П. Б. Гагарина — местного автори… авторитетного человека. Единственный надежный связной среди коррумпированных сотрудников местных властей — Семен Зрянескажев. Странное задание — выяснить причины всплеска волны криминала после смерти Гагарина. И наш главный герой — суперагент Константин Громов. В его багаже никаких спецсредств. В кармане нет никаких наличных денег. Только чистый интеллект, удобный длинный пиджак и обтягивающие брюки…

Вообще-то, приступив к написанию обзора о только что вышедшем продукте под незамысловатым названием «Агент. Особое задание», я слегка испугался. Жанр анимационных квестов, к которому принадлежит и обозреваемый продукт, достаточно специфичен. Тут достаточно сложно порадовать игрока многочисленными видами и красотами окружающего мира, поэтому основной упор обычно делается на загадки. А поскольку такое впечатление, что основной критерий при создании любого квеста — максимизация времени прохождения (чтобы игроку мало не показалось), то и загадки обычно бывают такие, что действительно мало не покажется. На моей памяти гранитной плитой еще лежал «Штырлиц» с его абсолютным отсутствием человеческой логики. Поэтому к заданию я отнесся с известной степенью настороженности.

Обложка диска явила миру простое и мужественное лицо главного героя — некоего Константина Громова, агента. Видимо, во избежание наездов со стороны властных структур тактично не указывается, чей именно это агент. Ну и, леший с ним, пусть будет агент. Лишь бы дело свое знал.

Процедура инсталляции порадовала двумя моментами. Во-первых, можно выбрать вариант установки — от минимальной

(40 Мбайт) до полной (220 Мбайт). Во-вторых, главное меню автозапуска выполнено в виде замечательного окна — оно автоматически центрируется и не перемещается по экрану. Видимо, это говорит о непоколебимости агента в достижении своих целей.

Итак, на этот раз мы — Константин Громов. Вообще говоря, конечно, сюжет сюжетом, но неужели нельзя реализовать ввод имени главного героя? Программистам пустячок, а игрокам, глядишь, и приятно будет. Ну да ладно, пусть будет Громов. Действие начинается с того, что означенный Громов прибывает в Неровноморск (неспокойно, видимо, синее море). С порога его подстерегают странные сюрпризы. Поймав машину до гостиницы, он неожиданно обнаруживает себя в компании трех громил. Дальнейшие события не могут вызвать иных чувств, кроме законной гордости, за наши спецслужбы. Не имея пистолета, без отвертки, безо всего наш герой локтем вышибает дверцу машины, разделывается с бандитами и оказывается в первой игровой локации. Настало время познакомиться с Громовым поподробнее.

Жгучий брюнет с пристальным взглядом одет в длинный светлый пиджак, который нисколько не запачкался в только что случившейся небольшой аварии. Он носит обтягивающие брюки, которые не вполне соответствуют его амплуа, но что мы на самом деле знаем о настоящих суперагентах? Может быть, они все такие носят. Правда, в голову сразу пришло: «Робин Гуд — мужчина в колготках». При нем есть чемодан, который открывается правой клавишей мыши (управление в игре осуществляется именно ею). Чемодан объемист, но пока абсолютно пуст. Кроме того, герой явно обладает отличным зрением: при взгляде на предмет, достойный осмотра, курсор превращается в лупу. И мнение он имеет практически о каждом предмете, на который упадет его проницательный взор. Кроме того, он, естественно, умеет производить какие-то действия с доступными ему предметами. Тут сразу же обнаружилась определенная направленность — при наведении на место, которое допускает какие-либо действия (например, взять предмет), курсор превращается в элегантные наручники. Видимо, самым последним действием будет надевание наручников на всех врагов, каковых удастся обнаружить в процессе выполнения миссии. При разговоре же с людьми курсор становится диктофоном — все, сказанное вами, может использоваться против вас в суде. Разговор с обитателями города не допускает альтернатив.

Карта города НеровноморскГородишко Неровноморск не очень велик. В нем существует всего семь отдельных локаций, при этом все перемещения осуществляются исключительно на одиннадцатом номере (то есть пешком). Локации отображены на карте, на которую я наткнулся в поисках функциональности у клавиатуры. Надеясь получить помощь, я нажал F1 и был вознагражден — правда, не совсем тем, что искал, — на экране появилась карта Неровноморска с возможностью быстрого перемещения между локациями. К ним относятся мост (под которым у разбитого корыта… то есть машины герой начинает свою миссию), особняк (с красноречивыми меловыми силуэтами на асфальте), манекен-центр (на самом деле — так себе магазинчик), парк аттракционов (пещера ужасов и достаточно унылый пляж — межсезонье), балерин-центр (театр и ресторан — все, как обычно), музей почетного гражданина города Гагарина П.Б. (очень занимательное местечко) и мемориальный центр (как говорится, все там будем, одни раньше, ну в мы с вами, хочется надеяться, позже). В общем, не очень много места, где можно было бы разгуляться. Самое интересное, что такая традиционная для квестов локация, как гостиница, начисто отсутствует, поэтому наш герой вынужден пользоваться гостеприимством местной скульпторши с простым именем Лора, которую он, правда, спас от местных отморозков. Но Константин Громов никогда Джеймсом Бондом не был, поэтому ночь он провел не в постели с означенной скульпторшей, а по-джентльменски — в не очень удобном для сна кресле. Более того, наутро вместо завтрака он чинил ей сантехнику — двадцать лет без капремонта, любая муфта может прохудиться.

Инвентарь герояВо время этих нехитрых бытовых операций выяснилась еще небольшая особенность чемодана господина агента. В нем предметы можно не только хранить, но и объединять в некие наборы, при этом требуемые комбинации получаются весьма экзотичными. Так, для того чтобы открыть дверь в обиталище вышеупомянутой дамы (назвать ее прекрасной язык не поворачивается), нож комбинируется с монтировкой в странный предмет (чемодан хранит предметы, но названия их не показывает, так что имя его неизвестно), и перед напором этого прибора входная дверь устоять не в состоянии. Хотя, если вспомнить, как Громов расправился с автомобилем одной левой, то он мог пробить эту дверь одной левой. Видимо, не хотел портить обстановку окончательно.

Дальнейшие телодвижения суперагента тоже вполне логичны. Необходимо найти связного или хотя бы какие-то его следы. Впрочем, пересказывать сюжет целиком я здесь не собираюсь — это же не mission possible. Скажу лишь то, что и дальнейшие события подтвердили первоначальное мнение: Константин Громов — настоящий благородный рыцарь плаща (пиджака?) и кинжала. И сантехнику он латать умеет, и птичек искать, и с подрастающим поколением находит общий язык. Все попадающиеся на пути проблемы вполне можно решить, используя собственное серое вещество. Единственное, за что (по моему собственному мнению, разумеется) разработчики заработали штрафной балл — это за противогаз (его надо было одеть на себя, чтобы устранить работника морга). Я, конечно, не знаком с подробностями бытия секретных агентов, но мне кажется, что этот эпизод несколько выбивается из общей колеи.

В магазинеСюжет полностью линеен, неправильных действий совершить невозможно, убить персонажа никто не может — он же суперагент, в конце концов. Так что если у Вас что-то не получается — истина где-то рядом, и ее вполне реально отыскать в течение получаса.

Игра идет в разрешении 800x600 (16 или 32 бита), что вполне достойно для любого современного продукта. Персонажи представляют собой спрайты, задники статичны и, как правило, занимают размер больший, чем экран. Согласно информации на коробке всего сцен должно быть около 60, но считать их было не очень интересно. Могу сказать, что их вполне достаточно для того, чтобы побегать по ним,— не все ответы на вопросы лежат близко. Звуковое сопровождение традиционно — фоновая музыка, озвучка действий и шаров, наконец, разговор персонажей. Относительная громкость этих трех компонентов настраивается (меню настройки доступно после нажатия клавиши Esc). По F1 вызывается карта местности, которую можно использовать для быстрых переходов из локации в локацию. Несколько неожиданным оказалось наличие аварийного выхода из игры по клавише F12. При нажатии на эту красную кнопку происходит полное и безоговорочное завершение программы без всяких подтверждений, так что будьте осторожны. Количество слотов для сохранения ограничено шестью, но больше в общем-то и не надо (на самом деле и одного хватит — сюжет-то линейный). Интерфейс, как я уже сказал, мышиный, удобный. Заниматься пиксельхантингом тут явно не приходится — все активные зоны достаточно велики, и утомительное прицеливание не требуется. Правда, к этим дифирамбам все-таки хочется прибавить пару ложек темного пахучего вещества (дегтя, а вы о чем подумали?). Дело в том, что периодически, после того как NPC сообщает какие-либо важные сведения, он замолкает. И, несмотря на то, что курсор при наведении на него становится магнитофоном, персонаж молчит как партизан. Я думаю, что озвучить еще пару ничего не значащих реплик было бы не так сложно. А так все время возникает ощущение, что мышка сломалась.

Оычный дворикНо самое главное — адекватность загадок. Компания «Сатурн Плюс» вовсе не задавалась целью создать самый заумный квест всех времен и народов. Видимо, цель была несколько иная. Кстати, название фирмы — «Сатурн Плюс» — навевает смутные ассоциации со всякими отрядами типа «Альфы». Может быть, как это водится, «сюжет произведения основан на реальных фактах, а фамилии и места действия изменены»?

В общем, комбинация чисто российской специфики и технологий на базе процессоров Intel Pentium оказалась на редкость удачной. Надеемся, что и обещанное в финальных титрах продолжение последует…

Диагноз: Классический образец жанра линейных анимационных квестов. В отличие от большинства его сородичей, вполне логичный и понятный. Сделан с юмором и без ненужных завихрений. Ведь могут же делать, когда захотят!