Посланник

Текст впервые опубликован в журнале MegaGame N1, 2001.

Дэвид Уокерс, скромный труженик мирного космоса, и не подозревал, для чего именно его родили папа с мамой. Его истинное предназначение в этом мире — не рутинное сейсмологическое обследование лунного пейзажа на утлом ровере времен первого лунохода, нет. На самом деле он именно тот человек, который наконец-то ответит на вопрос: «Есть ли жизнь на Марсе?» Правда, это знание достанется ему дорогой ценой и не без помощи тех, кто сидит, подобно нам с вами, по эту сторону мониторов. Но обо всем по порядку…
Как известно, первыми и единственными людьми на Луне были американцы, а если быть совсем уж политически корректными, то граждане США. Назывались те космические корабли (если кто проспал историю пилотируемых космических полетов в школе) гордым именем Аполлон. Пишется через одно «п» и через два «л» (для тех, кто проспал еще и русский язык). Всего «Аполлонов» было 18, последний из них не предназначался для полета на Луну, а осуществил стыковку с кораблем «Союз–19», в результате чего на орбите впервые работал международный экипаж (хотя это уже к делу не относится). Программа «Аполлон» была свернута в связи с выполнением своей основной задачи — первыми достигнуть Луны. Но не все так думают. Господа разработчики из фирмы с хрупким названием FragileBits подозревают, что в недалеком будущем в космос будет запущен еще один космический корабль «Аполлон» с логичным номером 19 (или в римском исчислении XIX). Несмотря на прогресс науки за последние 25 лет, его внешний вид нисколько не будет отличаться от его исторических товарищей. Целью экспедиции является рутинная сейсмологическая разведка обратной стороны Луны командой из двух астронавтов (третий остается в орбитальном модуле). Оставляя за скобками то, что с такой задачей отлично справлялись отечественные автоматические лунные станции, примем это как завязку.
А вот дальше начинается нечто в стиле X-Files и UFO: Enemy Unknown одновременно. Орбитальный экипаж атакуется непонятным космическим объектом, Хьюстон (американский центр управления полетами) дает команду на аварийный старт модуля с Луны, но это не спасает и его. В живых остается только Дэвид Уокерс — бравый парень, каких полным-полно в любом боевике. Он приходит в себя в достаточно странном для живого человека месте, а именно в морге. Правда, на традиционный морг это помещение не совсем походит — антигравитационные кровати еще не вошли в повседневный обиход даже центральных больниц. На некоторых кроватях лежат мертвые люди, не знакомые нашему герою. А вот на других лежат… как бы это корректно выразиться… Нет, если бы я смотрел только «Секретные материалы» и был агентом Мaлдером, я бы с радостью воскликнул: «Истина наконец-то прямо тут!» и назвал бы их инопланетянами. Но после прохождения незабвенной UFO так и тянет назвать эти существа сектоидами (эх, было время…). В этой инкарнации их почему-то называют не то рептоиды, не то просто серые, ну да это не важно. Гораздо важнее, что на шее у нас… простите, увлекся, у нашего героя висит ошейник. Под потолком парит металлическая сфера, и что-то она напоминает нехорошее такое (не из звездных ли войн?). Короче, миссия примерно такая — понять, но выжить.
Игровой процесс протекает в безальтернативном разрешении 640ґ480. Управление осуществляется полностью при помощи мышки, при этом даже быстрое сохранение и восстановление игры завязано на нашего серого друга. Для quick save необходимо подвести курсор к правому верхнему краю экрана (появится соответствующая надпись) и щелкнуть кнопкой. Для quick load — проделать аналогичное действие в левом верхнем углу. При этом для быстрого сохранения используется четыре слота с автоматической их ротацией.
Управление простое — проще не бывает. Переключать курсор для выполнения тех или иных задач не нужно — при наведении на предмет выводится его название, и при щелчке по нему он или используется, или берется в мешок, или о нем просто рассказывается. Мешок у Дэвида классный — настоящий мешок американского астронавта: с орлом, флагом и всем таким прочим. Он вмещает в себя все, что может собрать астронавт, выводится по первому требованию правой кнопки мышки. Предметы в мешке автоматически сортируются по времени своего использования — последний примененный или полученный предмет находится в крайнем правом положении. Это достаточно удобно. Предметы могут использоваться в соответствующих местах, а могут и изредка комбинироваться друг с другом. Комбинации эти весьма логичны — пистолет сочетается с боеприпасами, кислородная маска с кислородным же баллоном и так далее.
Один из найденных предметов представляет собой универсальный дистанционный пульт управления всем, чем угодно. Правда, до тех пор, пока Дэвид не изучит язык сект… серых, он не сможет им пользоваться, по крайней мере, осознанно. Но вот после этого к его услугам оказывается средство управления ремонтными роботами, грузовыми контейнерами, боевыми охранными сферами — неплохое подспорье для человека, который оказался в такой сложной ситуации. Кроме того, этот приборчик имеет функцию симметричного шифрования — и это также весьма пригодится. Тут и там встречаются управляющие консоли и экраны, при помощи которых можно как узнать местные новости, так и активно воздействовать на окружающую действительность с целью продолжения собственного существования.
Игра происходит с видом от третьего лица, при этом камера неподвижна, каждая игровая сцена целиком умещается в экран, никакой горизонтальной или вертикальной прокрутки. Переход со сцены на сцену осуществляется перемещением героя мышкой, нового тут ничего не изобрели. Новшеством является технология подвижных всплывающих экранов. Например, при осмотре чего-либо появляется окошко, которое можно тащить мышкой по экрану, если надо разглядеть какие-либо заслоненные им подробности. Необходимость в этом, впрочем, возникает не так часто, но сама возможность приятна.
В основном игровой процесс протекает неспешно, моментов, где следует проявить способность к быстрым действиям, не так много. Большинство из них связано с защитой от непосредственной опасности и состоит в умении вовремя закрыть дверь, что не так уж и сложно. Загадки, которые предстоит разрешить Дэвиду, в массе своей логичны — с поправкой на иноземную логику, естественно. Но в особо трудном месте включается режим автоматического советчика: если программа понимает, что игрок не может решить предложенную ему головоломку, она начинает давать советы, как это лучше сделать. Помнится, похожую идею я высказывал несколько статей назад и, видимо, был услышан высшими силами. С другой стороны, когда судьба всей вселенной зависит от того, как сложить два кружка и два треугольника в правильную комбинацию,— тут не грех и подсказать, как это делается.
Игра состоит из трех отдельных эпизодов, в промежутках между которыми можно расслабиться и посмотреть кино о наших приключениях. Действие первого эпизода происходит на лунной базе пришельцев, двух последних — в колонии людей на Марсе в долине с популярным названием Сидония (ох уж эта Сидония — никому она не дает покоя). По мере продвижения по сюжету (насколько можно понять, вполне линейному) Дэвиду придется все больше общаться не только с бездушными железяками, но и с людьми, а также и с чужими. Общение протекает традиционно: варианты реплик выводятся как меню, остается только выбрать нужный и продолжить интеллигентную беседу. Дополнительно также предлагается возможность узнать мнение собеседника о любом предмете из инвентаря. Нельзя сказать, что без этого невозможно обойтись, но почему бы не поговорить с умным человеком?
Отдельно стоит сказать о главном меню игры. Вот уж где фантазия дизайнеров разыгралась вовсю! Меню выполнено в виде традиционной полоски со словами под красивой картинкой. Но стоит навести курсор на любой пункт, как картинка преображается, при этом весьма неожиданным образом. Особо стоит упомянуть пункт «Авторы». Выбрав его, я сначала ничего не понял — вместо традиционного списка фамилий и должностей мрачный пейзаж со злобными красными глазами, выглядывающими из-за камней. Оказалось, что каждая пара глаз — это и есть автор, который отзывается на курсор оригинальной фразой. Кроме того, игра имеет два уровня сложности — легкий и обычный. В легком уровне обещано отсутствие некоторых наиболее сложных загадок, но сроки написания статьи не позволили мне детально сравнить оба варианта. В меню настроек, кроме громкости, позабавил пункт-переключатель «Уокерс спокоен» — «Уокерс подвижен». Оказалось, что «спокойный» Дэвид не совершает в неактивном состоянии никаких движений, тогда как «подвижный» герой переминается с ноги на ногу и вообще ведет себя, как живой человек. Правда, не совсем понятно, для чего это сделано — разве что для поддержки компьютеров, соответствующих минимальным системным требованиям?
Прорисовка графики не оставляет желать ничего лучшего, уделено внимание даже таким мелочам, как изменение интерьера по ходу игрового процесса. Так, в один момент герой счастливо уворачивается от выстрела из лазера, и тот попадает в стекло. Стекло, естественно, оплавляется, и впоследствии вид сквозь него получается искаженным. Я даже сначала принял это за ошибку отрисовки, но комментарий при наведении курсора помог мне распознать, что это фича, а не баг. Некоторое сомнение вызвала скорость воспроизведения видеовставок — периодически титры (которые я не отключал принципиально) не успевали за звуком или вовсе пропадали. И это на Celeron 300 против требуемого Pentium 133! Ну да, для желающих любоваться видеороликами предусмотрен отдельный пункт в главном меню игры, где можно повторять их столько раз, сколько захочется.
Несмотря на некоторую натянутость сюжета (хотя где ее нет в наше время), можно поздравить любителей локализованных квестов с пополнением в их коллекции. Судьба командора Дэвида Уокерса и всей вселенной в придачу целиком и полностью находится в наших руках.
Диагноз: Весьма неплохой квест. Некоторая натянутость сюжетной линии с избытком компенсируется динамичным сюжетом, качественными видеовставками и корректной локализацией. Спасем же мир в который раз!